ВИКТОР ЦОЙ
21 июня 1962 – 15 августа 1990 гг.
ЦОЙ ЖИВ
СМЕРТЬ СТОИТ ТОГО,
ЧТОБЫ ЖИТЬ
отец — Роберт Максимович Цой
21 июня 1962г.
Ленинград
Воспитатели советовали отдавать мальчика в художественную или музыкальную школу. Но учиться рисованию Цой начал только в 12 лет. До этого он сменил несколько школ: каждый раз, когда мать меняла работу, мальчик переходил в новое учебное заведение вместе с ней.
Таланты Цоя проявились уже в детском саду: он хорошо рисовал и к тому же легко мог повторить любую мелодию, даже самую сложную, отстукивая такт ладонью.
Уже в восьмом классе он организовал в школе свою группу, пытался писать музыку.
мать — Валентина Васильевна Цой
Из воспоминаний отца
«Запрется в ванной, чтобы мы не слышали, и играет. У него тогда голос „ломался“, вот он и стеснялся»
А ЛЮБОВЬ СТОИТ ТОГО,
ЧТОБЫ ЖДАТЬ
ОДНА ИЗ ГЛАВНЕЙШИХ ГРУПП РУССКОГО РОКА «КИНО» ПОЯВИЛАСЬ НА СВЕТ В 1980Г.
ОДНА ИЗ ГЛАВНЕЙШИХ ГРУПП РУССКОГО РОКА «КИНО» ПОЯВИЛАСЬ НА СВЕТ В 1980Г.
КОГДА ГИТАРИСТ АЛЕКСЕЙ РЫБИН ПОЗНАКОМИЛСЯ С ВИКТОРОМ ЦОЕМ
КОГДА ГИТАРИСТ АЛЕКСЕЙ РЫБИН ПОЗНАКОМИЛСЯ С ВИКТОРОМ ЦОЕМ
Как вспоминает Рыбин
Цитаты
Название «Гарин и Гиперболоиды» возникло по аналогии с романом А. Толстого «Гиперболоид инженера Гарина».
Оказалось, что у обоих схожие музыкальные пристрастия, и они быстро подружились.
После поездки в Крым и совместного житья в палатках появился и опыт совместной игры — жители окрестных деревень высоко оценили музыку будущего «КИНО».
По возвращении в Ленинград появилась группа «Гарин и Гиперболоиды». Группа играла новую волну, но в музыкальной тусовке их почему-то окрестили «панками», и это заблуждение длилось довольно долго.
не очень нравилось товарищам оно — было несколько устаревшим, не соответствовало их творчеству «новых романтиков».
Нужно было что-то броское, яркое, лаконичное.
И вот однажды, гуляя по Московскому проспекту, друзья увидели вывеску кинотеатра «Космонавт». Огромными неоновым буквами на фасаде горела надпись «Кино».
«Пусть будет „КИНО“ — чего мы голову ломаем? Четыре буквы, можно красиво написать, нарисовать что-нибудь на обложке альбома…»
Название «Гарин и гиперболоиды»
ЦОЙ В ЭТОТ МОМЕНТ ГРЕЛ В ДУХОВКЕ ПИВО
иииииииииииВ ЭТОТ ПЕРИОД ЦОЙ ЗНАКОМИТСЯ С БОРИСОМ ГРЕБЕНЩИКОВЫМ
В ЭТОТ ПЕРИОД ЦОЙ ЗНАКОМИТСЯ С БОРИСОМ ГРЕБЕНЩИКОВЫМ
Именно Гребенщиков помог с записью первого альбома — нашел студию, попросил музыкантов «Аквариума» поучаствовать в записи. Не хватало только барабанщика и Цой принял смелое решение заменить его драм-машиной.
именно такой, 45 минут, была суммарная длительность всех песен альбома
Альбом был достаточно «сырым», но значительно увеличил известность группы, в том числе и за пределами Ленинграда.
Андрей Тропилло, помогавший «Кино» записывать первые альбомы, вспоминал, что с Виктором было непросто работать.
Цитаты
Он постоянно пел выше, чем нужно, а еще имел странную привычку чмокать губами. И если на живых выступлениях это было незаметно, то на записи — слышно. Пришлось купить жирную гигиеническую помаду, и это помогло.
«45»
«45»
1982г.
Цой не считал его настоящим альбомом, признавая вторым только «Начальника Камчатки».
Камчатка — так называлась котельная, где Цой работал кочегаром
«46»
«46»
1983г.
«Начальник Камчатки»
1984г.
«Это не любовь»
1985г.
«Ночь»
1986г.
«Группа крови»
1988г.
«Звезда по имени Солнце»
1989г.
«Чёрный альбом»
1990г.
Многие песни Виктора Цоя, по-фетовски виртуозно оперировавшего предложениями из двух-трех слов и увлекавшегося парадоксами, с трудом поддаются расшифровке.
Прошло четверть века, а песня «Я — асфальт» с самого первого и считающегося самым слабым альбома «45» не стала менее энигматичной, а цоевская бесконечная война, идущая между землей и небом, — более объяснимой.
«ЦОЙ —ПРОСТОЙ»
Многие песни Виктора Цоя, по-фетовски виртуозно оперировавшего предложениями из двух-трех слов и увлекавшегося парадоксами, с трудом поддаются расшифровке.
Прошло четверть века, а песня «Я — асфальт» с самого первого и считающегося самым слабым альбома «45» не стала менее энигматичной, а цоевская бесконечная война, идущая между землей и небом, — более объяснимой.
«ЦОЙ —ПРОСТОЙ»
ЗАГАДКА ЦОЯ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ТИРЕ МЕЖДУ «Я» И «АСФАЛЬТОМ», В ПРОСТРАНСТВЕ МЕЖДУ «ЗЕМЛЁЙ» И «НЕБОМ»
ЗАГАДКА ЦОЯ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ТИРЕ МЕЖДУ «Я» И «АСФАЛЬТОМ», В ПРОСТРАНСТВЕ МЕЖДУ «ЗЕМЛЁЙ» И «НЕБОМ»
В ПУСТОТЕ, В ПРОЧЕРКЕ, В ПРОБЕЛЕ
В ПУСТОТЕ, В ПРОЧЕРКЕ, В ПРОБЕЛЕ
Журналист Евгений Додолев о песнях Цоя в «Московском комсомольце» 1988 г.
«Простые слова, доходчивые образы, незамысловатые мелодии»
Цой, профессиональный резчик по дереву, оперировал не словами и звуками, а местом, где они должны были быть. Он был великий повелитель пустоты, который, как по микеланджеловскому завету, умело удалял все лишнее.
«М-м-м, восьмиклассница» или «у-у-у, транквилизатор» — тут ничего и не надо объяснять. Цой и не объяснял, не нагружал песни образами и их трактовкой, а только лишь вырезал себя отовсюду — в песнях, на концертах, где он не говорит в микрофон лишнего слова, на встречах со зрителем, в редких интервью.
На эту тему есть красноречивая история: выступление Цоя в Концертном зале Симферопольского музыкального училища им. Чайковского. Вопрос из зала: «Скажите, пожалуйста, что означает „у-у-у, транквилизатор“?» «Виктор, даже не задумываясь, ответил: „У-у-у — это бессмысленный набор звуков, а транквилизатор — это лекарство…“»
Цой исчез, а пустота
осталась
Музыка «Кино» — это тоже музыка многозначительных пауз, пробелов, умолчаний, к которым воображение дорисовывает остальное. Виктор Цой много грезил о правильном звуке. Ему не хватало доступных возможностей — старой аппаратуры дома у Алексея Вишни и портастудии, подаренной группе благоволительницей Джоанной Стингрей.
При жизни ему не удалось записаться так, как он хотел. Вышедший миллионным тиражом посмертный «Черный альбом» содержит, по сути, наброски песен. Но привыкший додумывать слушатель и не различает, что слышит лишь общую идею Цоя о звуке. Песни «Кино», заученные поколениями как молитвы, превратились в канон.
В ИКОНОСТАСЕ РУССКОГО РОКА, КРОМЕ ЦОЯ, НЕТ НИКОГО. ОН И ЗИЯЮЩАЯ ПУСТОТА.
На самом деле, это непросто — с тех пор никто не смог победить Цоя в лаконизме выражения чувств и афористичности послания в песне. Больше не было таких сочинителей в России.
— женитьба на Марьяне Родованской
Виктору Цою тогда исполнилось лишь 19 лет. Известным музыкантом он еще не был, денег особых не заработал, да и опыта общения с противоположным полом у него было мало.
В отличие от него, Марьяна Родованская успела повидать жизнь: побывала замужем, работала заведующей цехами постановочной части в цирке.
В тот день ей исполнилось 23, но отмечать день рождения и уж тем более идти на квартирник девушка не планировало, но почему-то передумала. Уходя с праздника, Марьяна хотела написать свой номер телефона, но в доме ручки не нашлось.
А Виктор их как-то умудрился не стереть и позвонил на следующее же утро.
ООО-У, НО ЭТО НЕ ЛЮБОВЬ
ЛЮБОВЬ
ТОГДА ОНА ВЫВЕЛА ЗАВЕТНЫЕ ЦИФРЫ ПОМАДОЙ ПРЯМО У НЕГО НА ЛИЦЕ.
1984 г.
1987 г.
встреча с Натальей Разлоговой
На тот момент Виктору было 25 лет, а Наталия была на шесть лет старше него.
Наталья — дочь дипломата, окончила филологический факультет МГУ, не раз была за границей. Детство ее прошло во Франции. Казалось бы, у нее ничего не может быть общего с рок-музыкантом.
Но противоположности притянулись друг к другу.
ПОСЛЕДНЯЯ ЛЮБОВЬ
1988 год стал для Цоя и «Кино» звёздным: вышел альбом «Группа крови» и фильм Рашида Нугманова «Игла»
Виктор Цой не только писал и пел песни, но и снимался в кино. Его кинодебютом стала дипломная работа режиссера Алексея Учителя — документальный фильм «Рок».
Позже Цоя приглашали на съемки все чаще. Он снялся в фильмах «Йа хха!» Рашида Нугманова, «Асса» Сергея Соловьева.
В картине Нугманова «Игла» музыкант сыграл главную роль — Моро.
За год этот фильм посмотрело больше 14 миллионов советских зрителей.
Игла
иииииииииииииииии«Ну, интересно иногда изобразить, скажем, хама. Я в жизни вряд ли повел бы себя так. Но все равно это недалеко уходит от реального персонажа, фильм делался без всяких костюмов и причесок. Я как ходил по улице, так и входил в кадр.»
«Ну, интересно иногда изобразить, скажем, хама. Я в жизни вряд ли повел бы себя так. Но все равно это недалеко уходит от реального персонажа, фильм делался без всяких костюмов и причесок. Я как ходил по улице, так и входил в кадр.»
Цитаты
Один из самых популярных музыкантов СССР, кумир молодежи, собиравший стадионы, так и не смог скопить на квартиру. И только перед самой смертью смог найти ресурсы, чтобы приобрести новенький «Москвич».
«Продюсер Цоя Юрий Айзеншпис договорился о покупке машины за 38,5 тыс. рублей.
«Москвич» собирали для главного инженера завода. Но у него были какие-то проблемы, он отказался от покупки, сказал, что следующую подождет.
Рассказывает биограф музыканта Виталий Калгин
иииииииии«Была ли мистика в гибели Виктора Цоя? Сейчас можно говорить о том, что были некоторые „знаки“. Во-первых, по дороге в Ригу они попали в ДТП: Цой на светофоре
врезался в стоящий автомобиль. Разбил фару. А уже во время отдыха на рижском побережье случилась другая беда. У хозяев домика, где Цой снимал комнату, в море утонул 3-летний внук».
«Была ли мистика в гибели Виктора Цоя? Сейчас можно говорить о том, что были некоторые „знаки“. Во-первых, по дороге в Ригу они попали в ДТП: Цой на светофоре
врезался в стоящий автомобиль. Разбил фару. А уже во время отдыха на рижском побережье случилась другая беда. У хозяев домика, где Цой снимал комнату, в море утонул 3-летний внук».
Тогда машина досталась Цою. В мае 1990 года «Москвич» был куплен, отогнан к дому тогдашней супруги Виктора Натальи Разлоговой, где и простоял под брезентом до августа. До аварии на машине может месяц поездили».
15 августа около 5 часов утра Цой поехал на рыбалку. Взял удочки, сел в машину, пробыл на озере до полудня, а затем направился обратно на побережье.
Из милицейского протокола
ЗАКРОЙ ЗА МНОЙ ДВЕРЬ, Я УХОЖУ
Купил по-блату — тогда, чтобы заиметь свой личный автотранспорт, нужно было собрать немало денег и отстоять в очереди.
|
|
|
|
|
|
|
Похоронен Виктор Цой в Петербурге на Богословском кладбище. Его смерть стала неожиданной для многих. Тогда на стенах, в подъездах, в тетрадях писали «Цой жив»!
В некотором смысле они оказались правы — его музыка и тексты не теряют актуальности и сегодня.

«Миф о „КИНО“ отпечатался на серой штукатурке домов, где с помощью баллончика с краской было выведено краткое, как лозунг: „ВИКТОР ЦОЙ ЖИВ!“ Это миф о рокере в черном, взлетевшем на небо в своем покореженном, всмятку разбитом автомобиле, миф о поэте, который, несмотря на смерть (или благодаря смерти), все равно остался здесь, с нами»
„ВИКТОР ЦОЙ ЖИВ!“